Philosophy

внимание к аутентичной грамматике

Морфей - не лингвистическая программа. Он предназначен для помощи в чтении и понимании текста, но не для изучения сомнительной теоретической концепции “язык”. Поэтому при разработке программы учитывается в первую очередь не современная лингвистическая теория, но грамматика, использовавшаяся самим автором текста.

Простой пример:

В Евангелии слово αἰώνιός - “вечный” используется приблизительно 55 раз. 50 раз в сочетании ζωὴ αἰώνιός, “жизнь вечная”, 5 раз в сочетании πῦρ τὸ αἰώνιον, “огнь вечный” - biblehub.com.

Вы хотели бы понять, почему “огнь вечный” практически всегда используется с артиклем, “τὸ αἰώνιον”, а “жизнь вечная” - практически всегда - без, просто “αἰώνιός”?

Ответ прост, и был известен любому образованному греку. (Здесь я упрощаю всю механику для ясности). По крайней мере ответ был известен самому известному греческому грамматику Ἀπολλώνιος ὁ Δύσκολος - Аполлонию Дисколу (Зануде).

Имена используются с артиклем, когда мы говорим о чем-то нам известном от других людей, когда мы выражаем наше мнение, или обозначаем нашу позицию по отношению к предмету речи. В этом случае имена называются “эпитеты”. Эпитет - это часть речи для античного грека, подвид имени. В современной грамматике отношение говорящего осталось в сослагательном или оптативном наклонении. Но то, что позиция говорящего может выражаться в имени (для нас это существительные или прилагательные) также, в современной грамматике утеряно. А в античной грамматике это основа основ. В античной грамматике позиция говорящего называется ἕξις - хексис. Впервые понятие о хексисе было разработано Аристотелем. (И да, древняя грамматика не знает ни существительных, ни прилагательных. Это современное знание бесполезно, и должно быть отброшено, - при понимании только, а не вообще, разумеется).

Теперь ответ:

“Пламя вечное” - это поэтический образ, фактически пламя, если в него не подбрасывать дров, - погаснет. А образ очевидным образом есть мнение, что-то, что мы знаем внешним образом по отношению к самому пламени. Поэтому слово “вечный” здесь используется с артиклем. А жизнь действительно имеет свойство быть вечной. Коты бегали здесь раньше, бегают сейчас и будут бегать всегда. Им не нужно подбрасывать дров. Поэтому “вечная” не эпитет, не наше мнение, но выражение существенного свойства живого. Поэтому это выражение должно быть использовано без артикля.

(Я должен подчеркнуть на всякий случай, что я здесь не говорю о христианском смысле этих выражений, это совершенно отдельная тема. Я говорю о том, как эти выражения были бы поняты древним греком, пока еще не христианином).

Какая современная теория может объяснить этот случай, покажите мне ее, пожалуйста. Теория может добавить себе один или несколько ad-hoc “эпициклов”, ради “спасения явлений”. И смоделировать что-угодно, и это случай в частности. Но это не сделает ее практическим искусством грамотного, понятного говорения. Она останется “теорией”.

Знание современной грамматики не поможет нам понять древний или ино-культурный текст. Это знание нуждается в “очистке”, преобразовании в такую форму, которая могла бы быть известна автору. Хайдеггер называет этот процесс Destruktion (V.V. Bibikhin). В большинстве случаев понимания древнего автора современное лингвистическое знание попросту должно быть отброшено, оно лишнее.

Кстати, теперь ясно, почему имя Дискол используется с артиклем, “ὁ Δύσκολος”. Это прозвище, то есть по-определению мнение людей, что-то, что мы узнаем заранее от людей, а не из самого предмета. Поэтому атрикль обязателен здесь.

Образно, принцип деструкции можно пояснить следующим примером.

Что следневековый “физик” думал, видя как вода остается в стакане, когда его поднимают за донышко из воды? Почему вода не выливается? Потому что в стакане образовалась бы пустота. А природа не терпит пустоты, любой образованный средневековый “физик” знает это - “natura abhorret vacuum”. А знание современной физики не поможет нам никак, если мы хотим узнать, что он думал, а не что думает современная наука. Мы должны знать единственную вещь, “natura abhorret vacuum”, и ничто иное. Всякое современное знание здесь лишнее. А лишнее - лишает (V.V. Bibikhin)

Я не имею ничего против современной физики или современной лингвистики. Но в задаче понимания древнего или ино-культурного автора они не нужны. От них мало что остается после “очищения”, приведения к форме, которая не являлась бы анахронизмом.

Древняя грамматика онтологически нагружена. Чтобы говорить правильно по гречески, вы должны оглянуться и посмотреть, как обстоят дела на самом деле, и говорить в соответствии с этим. А вовсе не знать формальные правила грамматики, что требуется от современного человека. Иная активность, иной способ постижения истины. Иной способ правильно задавать вопрос, иной способ правильно давать ответ. Современная и древняя грамматики “логически несовместимы” (V.S. Bibler). Древняя грамматика может быть пересказана современным языком, это не сделает ее частью современной теории. Это иной способ постижения и выражения истины.

Поэтому Морфей проектируется и разрабатывается со вниманием к аутентичной грамматике. Для Греческого это Дионисий Фракиец, Аристотель, в перевую очередь Аполлоний Дискол. Для Санскрита - Панини. Для Китайского, Тибетского - я пока не знаю, но постараюсь узнать.

Philosophy

attention to authentic grammar

Morpheus is not a linguistic program. It is intended to help in process of reading and understanding the text, and not to study the dubious theoretical concept of “language.” Therefore, the development takes into account first of all not the modern linguistic theory, but the grammar used by the author of the text.

Simple example:

In the Gospel the word αἰώνιός - “eternal” is used approximately 55 times. 50 times in combination ζωὴ αἰώνιός, “life eternal”, 5 times in combination πῦρ τὸ αἰώνιον, “the eternal fire” - biblehub.com.

Do you want to understand why the “eternal flame” in this text is almost always used with the article, and “eternal life” - almost always without the article?

The answer is simple and known to any educated Greek. (Here I simplify somewhat, for clarity). At least the answer was known to the leading grammarian of antiquity, Ἀπολλώνιος ὁ Δύσκολος - Apollonius Dyscolus (perisher, wet blanket). Names are used with the article when we talk about what is known for us, for example, when we express our opinion or when we express our attitude (generally the speaker’s attitude) to the subject. Then they are called “epithets”. Epithet is part of the speech for the ancient Greek. In modern grammar, the ratio of the speaker to the subject remains in such moods of the verbs as subjunctive or desirable. The fact that names (for us they appear as nouns) can also carry the meaning of a relationship, in modern grammar is forgotten. And in the ancient grammar it is the basis of the foundations. In ancient grammar, the relation of the speaker to the object is called ἕξις - heksis. For the first time the theory of hexis was developed by Aristotle. (And yes, ancient grammar does not know either nouns nor adjectives. This knowledge is useless in understanding and must be eliminated).

Now an answer:

The “eternal fire” is a poetic image, in fact the fire, if you do not throw firewood on it, will go out. And the image is obviously our opinion, something we know in advance. Therefore, it is used with the article. And life really has the property of being eternal. Cats were running around here, running around now, and they will always run. Therefore, “eternal life” is not an image, not an epithet, but a story about an essential property of life. Therefore, this expression can be used without the article.

(I must emphasize that I’m not talking about the Christian understanding of this expression, it’s a separate topic, I’m talking about how this would be understood by an educated Greek, not a Christian for the present).

Which modern grammar can explain this, if it is a “theory”, and not a practical art of correct speaking? Show me it, please. It can add another one “ad hoc” epicycle, for the sake of “saving phenomena”. From this, it will not become a practical art of speaking, it remains “theory”.

Knowledge of modern Greek grammar in this matter does not help you. And nothing modern will help if your task is understanding of an ancient or foreign cultural author. To understand the author, modern grammar has to be “forgotten”, for the time being discarded. It is superfluous.

Now it is clear to you, by the way, why the name Dyscolus is used with the article, i.e. “ὁ Δύσκολος”. This is a nickname, that is, the opinion of people, something known to be known. Article is required, it is a must here.

Figuratively, this principle can be explained as follows.

What did the medieval “physicist” think, watching how water remains in the glass when it is lifted from the water by the bottom? Why does not the water pour down? Because then there would be a void in the glass. And nature does not tolerate emptiness, any educated “medieval physicist” knows this. And the knowledge of modern physics will not help us in any way, if we want to know what he thought watching the process, and not what the modern physics thinks about. Modern physics in this case should be “forgotten”, “discarded”. We need to know - nature does not tolerate emptiness, “natura abhorret vacuum”, just that, and nothing more.

By the way, I have nothing against modern physics, or against modern linguistics. But in the task of automating the reading of foreign cultural text, they are not needed. A superfluous - deprives (“лишнее - лишает”, on Russian). ( V.V. Bibikhin )

The ancient grammar is ontologically loaded. To speak competently, you are always obliged to find out how things really are, and to speak in accordance with this. Modern grammar is ontologically neutral. (At least it claims that it is a pure study of the formal properties of words, but this is an erroneous view, and really it is also ontologically loaded (for us, this is not important at the moment)). Therefore, the ancient and the modern are logically incompatible ( V.S. Bibler ). Ancient grammar, - the art of speaking convincingly and understandably - can be stated in modern words. From this it will not become part of modern theory. This is another way of seeking the truth.

Therefore Morpheus is projected and developed with attention to the adequate grammar. For the Greek it’s Apollonius Dyskolus, for Sanskrit - Panini, for the Chinese, Tibetan, etc I do not know yet, but I’ll try to find out.